3 аспекта: Управление эмоциями других людей: виды манипуляций и способы манипуляции как психологическое воздействие

виды манипуляций
4
(4)

О чем:  В этой статье обратим внимание на виды манипуляций и управление эмоциями других людей. Это нужно для того, чтобы человек мог распознавать манипуляции, понимать как они работают и как на это реагирует психика.

Почему читать:  Каждый человек достоин быть устойчивыми к деструктивному воздействию. Достоин иметь возможность защищать себя, чтобы чувствовать себя хорошо, иметь надежную устойчивую самооценку и самоуверенность.

Почему верить: Секреты психологов в максимально сжатой форме для того, чтобы было понятно и экономило ваше время и силы.

Содержание статьи:

Аспект 1: Основной принцип манипуляций

Основной принцип манипуляций с сильным психологическим воздействием на человека основывается на том, что человеком управляют его эмоции. Чтобы он по этому поводу не думал, эмоции управляют его вниманием, восприятием, мышлением и поведением.

Поэтому для того, чтобы управлять человеком, достаточно управлять его эмоциями.

При этом у всех психически здоровых людей эмоции работают одинаково:

  • одинаково выражаются,
  • одинаково проживаются,
  • оказывают одинаковое воздействие на психику и на организм.

У каждой эмоции есть свои функции (то есть это то, зачем она нужна), свои триггеры (это причины возникновения) и результаты воздействия (то есть какое именно воздействие оказывает эмоция на внимание, восприятие, мышление и поведение человека).

Например, любой психически здоровый человек, который столкнется с реальной угрозой для здоровья и жизни испытает страх.

Все внимание будет поглощено источникам страха, мышление станет ограниченным и тоннельным. Актуальное действие будет остановлено, человек сосредоточится на поиске средств защиты, мышцы будут напряжены, глаза широко раскрыты, брови подняты и так далее.

Поэтому, если вы хотите остановить человека, захватить его внимание, сделать глупее и заставить его вас слушать — испугайте его. Или начните человеку говорить об угрозах:

  • боли,
  • болезни,
  • смерти,
  • бедности,
  • одиночестве.

Может быть сами чего-то очень сильно испугайтесь и заразите другого своей эмоцией.

Или, например, любой человек будет испытывать радость, если получит что-то ценное, важное, приятное (именно неожиданно получит).

Он сразу начнет улыбаться, его самооценка и уверенность в себе будет подниматься, а критичность мышления человека снижаться. Он станет более расслабленным, раскрытым, доверчивым, наивным и щедрым.

Поэтому профессиональные продавцы, мошенники и вербовщики всегда начинают с радостной улыбки, широких жестов, какого-то неожиданного подарка и фразы из серии “Как же вам сейчас невероятно повезло! Вот вам конфетка, вот вам цветочек, вот вам подарочек, вот вам комплимент от шеф-повара”.

К слову, цикл психологического насилия также начинается с медового месяца, идеализации, восхищения и комплиментов.

Чтобы вызвать у человека сильную эмоциональную реакцию достаточно воздействовать на  значимые для человека ценности.

И для того, чтобы вызвать у человека сильную эмоциональную реакцию, которая вам нужна, достаточно воздействовать на актуальные, сильные, значимые для человека ценности, потребности и критерии.

Например: имущество, деньги, власть, важность, нужность, семья, секс, восхищение и так далее.

Или наоборот: одиночество, боль, болезни, униженность, унижение, несправедливость для человека и так далее.

Сейчас просто перечислены наиболее распространенные важные ценности и потребности человека, а также слова — триггеры, которые нарушают эти критерии. И даже уже это вызывает сильный эмоциональный отклик человека.

Возможно вы вспомнили какие-то эмоциональные события из прошлого, возможно вам в голову пришли какие-то мысли или ассоциации, но в любом случае вы прожили связанный с этим словом опыт. И ваше эмоциональное состояние изменилось.

А если воздействовать на слабости конкретного человека, если воздействовать на его страхи, боли, неврозы, эмоциональные проблемы, последствия психологических травм или родительские программы, то можно добиться еще более интенсивной эмоциональной реакции и аффектов, которые можно использовать в своих интересах.

Таким образом, понимание что такое эмоции человека, как они работают, в чем их функции, как на них можно повлиять, как на них можно воздействовать и как это можно использовать в собственных интересах — дает нам доступ к психике других людей.

И от такого воздействия, такого влияния невозможно защититься.

Если ваши глаза и уши открыты, то вы не можете не реагировать.

Аспект 2: Механизмы психики

Сейчас разберем некоторые механизмы психики человека, которые делают ее уязвимой, через которые ей можно:

  • манипулировать,
  • управлять,
  • взламывать,
  • подавлять.

Первое — мы автоматически потребляем всю информацию

Первое — мы автоматически потребляем абсолютно всю информацию, которую видим, слышим, чувствуем.

У нас есть безусловный рефлекс потреблять всю информацию, которая есть в доступе. Поэтому наша психика есть абсолютно все, что касается наших органов чувств. Это точка входа: если ваши глаза и уши открыты, то ваша психика открыта для воздействия и она будет есть абсолютно все. чем ее будут кормить.

В этом смысле фильтр входящей информации — это миф.

Второе — мы усваиваем всю информацию до ее критического осмысления

Второе — мы потребляем, усваиваем и проживаем абсолютно всю информацию ДО ее критического осмысления.

Даже больше: для того, чтобы критически осмыслить какую-то информацию, мы сначала должны ее потребить, усвоить, прожить связанный с этой информацией опыт и только после этого, возможно, мы поймем, что это было.

То есть мы сначала едим, потребляем, перевариваем, усваиваем и только потом понимаем ЧТО мы съели.

Поэтому вы не можете не реагировать.

Даже если вы понимаете, что с вами делают, вы все равно будете под воздействием.

Даже только этого одного принципа уже достаточно для работы манипулятивных приемов, основанных на провокации, перегрузке психики человека и эмоциональном заражении.

Третье — Наша психика не сможет расслабится, пока не завершит процесс

Третье — Наша психика не сможет расслабится до тех пор, пока не завершит начатый важный процесс до конца.

Пока не завершит начатый процесс удовлетворения важной для себя потребности. Пока полностью, до конца, не проживет какое-то важное эмоциональное событие.

Прерванный или незавершенный процесс, переживание или эмоциональное событие человека формируют, так называемый, незавершенный гештальт (открытый гештальт), который остается в нашей психике в виде напряжения, до тех пор пока мы его не закроем. Пока мы полностью не проживем это событие до конца.

Наша психика застревает в незавершенных событиях и побуждает нас, заставляет нас прожить это событие до конца.

Например, провокационные заголовки заставляют нас прочитать статью до конца. Сериалы прерываются на самом эмоциональном месте для того, чтобы вы обязательно посмотрели следующую серию.

И это самые безобидные примеры применения данного механизма.

Четвертое — в один момент времени психика может удовлетворять только одну потребность

Четвертое — в один момент времени наша психика может удовлетворять только одну важную, актуальную для себя потребность.

Так можно описать принцип доминанты.

То есть доминирующая потребность, доминирующая реакция, доминирующее переживание забирает в себя все возбуждение психики человека. Поэтому если на человека оказывается воздействие, направленное на разные ценности и потребности и вызывающее несовместимые или даже противоположные реакции, то может произойти травматизация или расщепление психики человека.

Например, насилие со стороны близкого любимого человека вызывает одновременно реакцию приблизиться к любимому человеку, чтобы получить защиту, и отодвинуться от него же, для того, чтобы  избежать боли. При этом нарушается целостность работы психики, нарушаются процессы мышления, эмоций, воли, могут быть утрачены границы собственного Я и связь между внутренним и внешним миром.

Это то, что называется аутизмом.

То есть можно сказать, что от такого воздействия происходит уход в себя и дезорганизация психики человека.

На этом принципе построены многие приемы психологического насилия, в том числе шизофреногенные паттерны. В частности, ставший уже знаменитым, печально известным, газлайтинг.

Это приемы, которые приводят к шизоизации психики человека, то есть к ее расщеплению, и воспроизводят некоторые симптомы шизофрении. Среди них: нарушения мышления, бред, галлюцинации и потеря связи человека с реальностью.

Использование таких приемов крайне вредно для психики человека и может привести к клиническим расстройствам, то есть к реальным клиническим диагнозам.

Человек становится слабым, беспомощным, безвольным и внушаемым. Возможно и зависимым.

Дополнительно

И это только одна цепочка, объясняющая как можно воздействовать на другого человека.

А есть еще наши зеркальные нейроны, которые заставляют нас переживать то, что переживает другой человек.

Есть еще механизмы психологической защиты, которые можно использовать для взламывания чужой психики и манипуляций.

Также есть еще социальная инженерия, еще порядка 175 когнитивных искажений, которые УЖЕ детально глубоко изучены, описаны и уже взяты на вооружение:

  • маркетологами,
  • политтехнологами,
  • медиа,
  • служителями тоталитарных организаций

и другими интересующимися получателями результатов таким образом.

Это ошибки мышления, которые наш мозг систематически допускает в определенных обстоятельствах.

Это 175 закономерностей, как наш мозг обманывает нас, и эти закономерности используются для манипуляций и управления поведением. Но это тема отдельной статьи.

Аспект 3: Манипулятивные приемы

Все виды манипуляций и все манипулятивные приемы можно разделить на 3 большие группы, исходя из того, на что они направлены.

1. Виды манипуляций — воздействие на разум

Это воздействие на то, ЧТО человек думает, О ЧЕМ человек думает и КАК человек думает.

Это воздействие:

  • на убеждение,
  • на на мнение,
  • на знание,
  • на понимание,
  • на смыслы,
  • на интерпретации.

Воздействие:

  • на логику,
  • на причинно-следственные связи,
  • на рамки,
  • на фильтры восприятия

для того, чтобы человек стал думать по-другому.

Еще это воздействие на важные критерии и ценности человека для того, чтобы заполнить весь фонд внимания, восприятия, мышления и памяти человека тем, что нам нужно для того, чтобы человек думал и делал то, что нам нужно.

Это самый поверхностный уровень воздействия на человека.

Сюда относится риторика, в том числе черная риторика.

Сюда относятся переговоры, в том числе жесткие переговоры.

Еще сюда относится:

  • работа с убеждениями,
  • работа с возражениями,
  • агитация,
  • пропаганда,
  • и прочие дебаты.

Здесь применяются:

  • фокусы языка,
  • когнитивные искажения,
  • речевые стратегии,
  • псевдологика

и множественные переговорные трюки.

2. Виды манипуляций — воздействие на эмоции

Это воздействие на то, что человек чувствует: это воздействие на эмоции, на чувства, на переживания, на состояние человека.

Это воздействие на ценности, потребности, боли, страхи человека, с целью вызвать сильную эмоциональную реакцию и аффекты. И уже эти эмоции и аффекты будут управлять вниманием, восприятием, мышлением, поведением человека.

На этом уровне уже не особенно важно, что человек думал, что человек знает, что человек помнит, какие у него были убеждения, мнения или картина мира.

Здесь  не работает ни логика, ни факты, ни здравый смысл, ни объективная реальность.

Поведением и мотивацией человека здесь полностью управляют сильные эмоциональные реакции и аффекты.

Когда психика человека пытается выжить на ментальном, физическом, эмоциональном уровне, она будет видеть то, что нужно, воспринимать то, что нужно, понимать то, что нужно и даже вспоминать то, что нужно для выживания.

Здесь применяются инструменты из социальной психологии, из когнитивных наук, из клинической психологии и того, что называется эмоциональный интеллект человека.

Это навыки распознавания и управления своими эмоциями и управления эмоциями других людей.

Соответственно, это более глубокий уровень воздействия.

Например, если реальность и здравый смысл против тебя, если у тебя нет аргументов, просто нужно вывести собеседника из себя, а потом еще можно обвинить его в несдержанности.

3. Виды манипуляций — воздействие на когнитивные функции

Это воздействие на то, чем человек думает и чувствует.

Это прямое воздействие на его когнитивные функции (это функция восприятия и обработки информации).

Когнитивные удары, подавление, расщепление и дезорганизация психики.

Это воздействие, направленное на то, чтобы человек утратил доверие к себе и к своим органам чувств;

  • на подавление его способности к адекватному восприятию информации,
  • к критическому мышлению,
  • памяти,
  • воле,

и другим функциям психики.

На то, чтобы человек стал беспомощным, зависимым, внушаемым и управляемым.

Здесь используется большинство приемов боевого НЛП, психологического насилия, когнитивного воздействия и даже психиатрия.

Соответственно, это самый глубокий уровень воздействия.

Для шизофреновых паттернов и для газлайтинга мысли, слова, эмоции и чувства являются просто отмычками для психики.

Человек может говорить какие-то слова, воздействующие на ваши ценности, нажимать на эмоциональные триггеры:

  • свобода,
  • равенство,
  • братство,
  • боль,
  • страх,
  • несправедливость,
  • деньги,
  • власть,
  • секс,
  • нищета,
  • одиночество,
  • отчаяние.

И пока вы пытаетесь вникнуть в суть, ваше эмоциональное состояние как-то меняется.. А мозги превращаются в овощное рагу.

Вообще не важно, ЧТО человек говорит, гораздо важнее видеть ЗАЧЕМ он это делает и КАКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ на вас это оказывает.

Потому что основная цель коммуникации — это воздействие.

Слова — это кнопки вашей психики

Слова — это кнопки вашей психики, которые вызывают в вас нужную реакцию.

Ни о какой правде, фактах и здравом смысле здесь речи не идет.

Правда, логика, память и убеждения человека — это дело техники. При этом воздействие на человека на всех трех уровнях имеет кумулятивный эффект.

Провокации и воздействие на ценности и на потребности человека полностью забирают его внимание и мышление, эмоции управляют его поведением, а состояние беспомощности, зависимости, внушаемости и отсутствие критического мышления, делает человека удобным для эксплуатации, управляемым и предсказуемым.

Сюда же можно добавить инструменты вербовки (это воздействие на другого человека с целью заставить его сделать что-то в ваших интересах, даже в ущерб своим интересам) и полноценные психовирусы (это конструкция из убеждений и нарративов, которые опираются сами на себя; они устойчивы к логике, к критике, к фактам и имеют свойство инфицировать собой окружающих).

Все это формирует, так называемое, когнитивное стадо. В когнитивном стаде человек будет оставаться по своему желанию, он будет избегать, бояться или атаковать все, что угрожает этому стаду или хотя бы ему не соответствует.

Плюс он будет затаскивать в свое стадо всех окружающих, ибо  “Нет жизни без стада, спасайтесь глупцы!”.

Что с этим всем делать

Во-первых:

Для того, чтобы уметь распознавать манипуляции, понимать, видеть как они работают, быть устойчивыми к деструктивному воздействию, иметь возможность давать отпор, защищать себя и манипулировать (самостоятельно манипулировать самому), необходимо в первую очередь прокачать свою эмоциональную сферу.

То есть взять все эмоции на вооружение, научиться их различать, выражать и проживать.

Понимать, что такое эмоции вообще, как они работают, зачем они нужны и как ими можно управлять.

Сделать свои эмоции источником силы, оружием и инструментами достижения целей, а не слабостью и источником проблем и страданий.

Во-вторых:

Важно освободиться от старого эмоционального балласта и последствий травм, психотравм, травматического опыта, который искажает ваше восприятие мира, себя и окружающих; освободиться от эмоциональных проблем и родительских программ, которые делают вашу психику слабой и уязвимой для манипуляций.

Для того, чтобы чувствовать себя хорошо, иметь надежные внутренние опоры, иметь надежную устойчивую самооценку и уверенность в себе. Для того, чтобы иметь возможность защищать свои личные границы, добиваться своих целей, выстраивать доверительные отношения.

В-третьих:

Необходимо самому научиться воздействовать на другого человека: на его убеждения, на эмоции, на его когнитивные функции.

Для того, чтобы вакцинировать свою психику, для того, чтобы познакомить ее с такими приемами; получить иммунитет и устойчивость к деструктивным манипуляциям.

Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в конфликтах, в спорах, в переговорах, для того, чтобы не вестись на манипуляции в отношениях на работе и в других сферах вашей жизни.

Определения приемов психологического насилия, в том числе:

Газлайтинг

виды манипуляций

Висхолдинг

виды манипуляций

Эмоциональные качели

виды манипуляций

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4 / 5. Количество оценок: 4

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *