Методика Торреса. В этой статье разберем, что такое методика Торренса и тест Торренса на творческое и креативное мышление. Рассмотрим как этот тест Торренса на креативность проводится.
Почему читать: Если судить по перечню запросов в поисковой строке интернета, то вырисовывается интересная картина:
- методика Торренса,
- Торренс методика креативности,
- диагностика Торренса,
- креативный,
- креативный подход,
- тест Торренса,
- тест Торренса на креативность,
- креативный это,
- креативить,
- креативно,
- креативный
- можно перечислять дальше, но мы остановимся.
Это говорит о том, что в современном мире креативность — одно из самых модных слов и человек хочет себя (и не только себя) оценить на предмет креативности.
Человек хочет быть и популярным, и богатым, и успешным. И, конечно, хочется все получить легко и быстро.
При этом, нужно, прежде всего, выжить в этом мире. И выжить красиво, богато, легко и радостно.
Для получения всех “вкусностей” жизни важно оценить потенциал креативности. Для самого человека, для оценки сотрудников при принятии на работу, для оценки развития детей.
Почему верить: Статья написана по трудам авторов с дипломами и научными степенями для широкого круга читателей простыми словами.
Содержание:
- Методика Торренса
- Тест 1 — Проверка конвергентного мышления
- Тест 2 — Проверка фантазийности
- Тест 3 — Тест с предметами
- Тест 4 — Тест “Нарисуй картинку”
- Тест 5 — Тест “Повторяющиеся линии”
- Тест 6 — Тест “Закончи рисунок”
- Списки № 1 и № 2 для оценки
- Методика Торренса оценка полученных результатов.
Методика Торренса
История и современные подходы к креативности
На протяжении истории люди рассуждали о творчестве и креативности.
Слово “креативность” имеет латинский корень “креары”, что означает создание или творение. Человек, создавая что-либо имитирует акт Божественного творения.
В современном мире Божественность творения нового не рассматривается. Наиболее популярным стал тест творческих способностей, который разработал Пол Торренс.
Полом была предложена программа, которая призвана развивать творческие способности, в том числе и детей, и взрослых. Для начала нужно сделать оценочный тест.
Пол Торренс сделал предложение по исследованию и оценке способностей на творчество и креативность для всех возрастов, и детей, и взрослых.
Показатели креативности
Показателями уровня креативности выступают:
- Легкость, с которой выполняются все задания.
- Гибкость, как быстрая перестройка человека при ответах с одной категории объектов на другую.
- Оригинальность, как самая редко встречающаяся вариация ответов из одной группы отвечающих. При этом, ответ, который встречался не более 1 процента всех ответов, оценивается максимальными 4 баллами. От 2 до 6 процентов — 3 балла. Если процент выше 6-ти, баллы не начисляются.
- Разработанность — наличие многочисленных деталей. Высокий показатель чаще проявляется у учеников, которые склонны к изобретательству.
Более подробно:
Тест 1 — Проверка конвергентного мышления
Первым пунктом стоит проверка конвергентного мышления. Для этого предлагается решить задачку на анаграмму. В задании даются буквы вперемежку. Нужно составить слово, которое будет использовать все предложенные буквы без остатка.
Тест 2 — Проверка фантазийности
Вторым пунктом идет проверка уровня фантазийности. Нужно по представленной картинке нафантазировать все возможные истории. Можно сочинять любые рассказы, в которых будет описано, что было до события, отраженного на картинке и что будет потом. Нужно придумать все возможные варианты.
Тест 3 — Тест с предметами
Третьим пунктом предлагаются любые предметы. Нужно придумать максимально много вариантов их использования.
Пол Торренс уверен, что такие задания снимают внешние ограничения с мозга. Без этих ограничений и привычных ситуаций начинается настоящее творчество и, соответственно, и креативность тоже.
Диагностика Полом Торренсом проводится на основе 12 тестов. Они проверяют уровень трех разных сфер творческого (креативного) мышления:
- словесное,
- изобразительное,
- словесно-звуковое.
Следующая группа тестов для диагностики творческого мышления состоит из трех “Нарисуй картинку”, “Повторяющиеся линии” и “Закончи рисунок”.
Тест 4 — Тест “Нарисуй картинку”
Суть теста заключается в том, что из нескольких готовых заготовок овалов в форме куриного яйца разного цвета, вырезанного из бумаги разных цветов, нужно, выбрав один овал, создать свою картинку на числом листе бумаги.
Ответ ожидается в виде картинки и подписи к ней.
Ограничений по времени на выполнения этого теста не устанавливается.
Тест 5 — Тест “Повторяющиеся линии”
Суть теста заключается в том, что из 30 пар параллельных линий нужно создать уникальный объект (рисунок), который не будет повторять другой.
Ответ ожидается в виде картинки и подписи к ней.
Ограничений по времени на выполнения этого теста не устанавливается.
Тест 6 — Тест “Закончи рисунок”
Есть тест, который называется “Закончи рисунок”.
Этим тестом исследуется уровень творчества (креативности) детей всего школьного периода.
В этом тесте предложены определенные кривые линии. Нужно продолжить рисование с этими линиями, чтобы получились новые картинки.
Задача должна быть поставлена таким образом, что нужно придумать особенную картинку, которую не может придумать никто другой. Закончить этот тест нужно придуманным названием к нарисованной картинке.
Выполнять задание нужно не более 10 минут. Чем больше будет дополнений у картинки, тем лучше.
Оценка:
- Оценивается соответствие результата тому заданию, которое было предложено.
- Полученный рисунок соотносится с одной из 83 категорий ответов и оцениваются по баллам за оригинальность.
- Следующая группа баллов — за разработанность.
Нужно очень тщательно проверить полученные результаты. Каждая деталь рисунка дает еще один балл, если эта деталь в рисунке весьма значима.
Приведем пример с кривой линией из первого задания.
Если ответ будет выглядеть так,
то баллы за него за разработанность не начисляются. Потому, что кроме названия ничего больше не представлено.
Если рисунок будет таким,
то баллов за разработанность можно начислить 4. Есть рисунок, есть новая форма на базе исходника, есть цвет, есть название, рисунок имеет законченный вид.
Этот рисунок получает 12 баллов за разработанность.
Одним баллом оценивается:
- каждая значимая деталь (если есть повторение уже оцененной детали, то дополнительный балл за нее не дается),
- значимый цвет для идеи ответа,
- дополнительная штриховка,
- создание объёма (цветом,тенью),
- дополнительное украшение, если оно гармонично вписывается в рисунок,
- каждая существенная деталь в оформлении,
- изменение ракурса, или поворот заданной фигуры, или выход за рамки задания,
- каждая подробная деталь,
- линия, которая имеет свое обозначение (пояс, шов…). При этом, если линия делит рисунок на два существенных блока, то баллы подсчитываются во всех блоках.
Для оценки количества баллов за оригинальность и для упрощения подсчетов Пол Торренс сформировал два списка.
При этом, те ответы, которых в Списке № 1 нету, оцениваются количеством баллов 2, поскольку они будут не стандартными и реже встречающимися.
Списки № 1 и № 2 для оценки
Список №1 для фигур
Категории ответов, оригинальность которых оценивается 2 баллами с указаниями категории.
Список №2 для фигур
Методика Торренса — оценка полученных результатов.
Для оценки теста нужно рассмотреть все пять показателей:
- беглость,
- оригинальность,
- разработанность,
- сопротивление замыканию,
- абстрактность названий.
Для оценки “Беглость”
Этот показатель характеризует творческую результативность и как много будет сгенерировано идей.
Правила для оценки:
- Подсчитываются все ответы (рисунки, линии).
- Если рисунок признан неадекватным, то он исключается из оценки по беглости и из последующих оценок и подсчетов. Рисунки с оценкой неадекватности будут признаваться по списку причин:
- если в составе полученного рисунка не присутствует исходное задание,
- рисунки, как и названия, которые не имеют смысла,
- рисунки, которые имеют смысл, при их повторении будут считаться как один.
- Если будут объединены несколько рисунков задания в один результативный рисунок, то такой результат будет оцениваться по количеству предложенных заданием рисунков, как необычность ответа.
- При проверке теста с линиями каждый балл начисляется только за одну идею. Если две или больше линий используются для создания одной картинки, то считается, что представлена только одна идея.
Для оценки “Оригинальность”
Этот показатель считается самым значимым показателем в оценке креативности. Именно он основа для оценки уникальности и творческого мышления.
Оценку нужно проводить по следующим правилам:
- Первая оценка — это редкость ответа. Если ответ не обычный, ему присваивают 1 балл.
- Следующее правило — это оценка самого рисунка. Название рисунка здесь в учет не берется.
- Оценку за оригинальность в итоге получаем как сумму оценок по всем принятым рисункам.
Дополнительное примечание:
Для оценки “Абстрактность названия”
Этот показатель говорит о способности находить суть и определять самое главное в чем-либо.
Оценку нужно проводить по следующим правилам:
- Присваивается 0 баллов — если название очевидное и неоригинальное.
- Присваивается 1 балл — если название носит простое описательное свойство и не более того, что видно на рисунке. (Летящая сова)
- Присваивается 2 балла — если название носит образность и/или добавляет возможные чувства и мысли. (Загадочная рыба)
- Присваивается 3 балла — если название имеет абстрактное или философское свойство и отражает глубинный смысл рисунка. (Мой отзвук)
Для оценки “Сопротивление замыканию”
Этот показатель говорит о способности долгое время быть открытым новизне и откладыванию итогового решения. Применяется только для теста “Закончи рисунок”.
Оценку нужно проводить по следующим правилам:
- Присваивается 0 баллов — если концы фигуры соединяются любым видом линии или штриховкой.
- Присваивается 1 балл — если кроме соединения есть есть детали, которые выходят за рамки фигуры с соединенными концами.
- Присваивается 2 балла — если на рисунке фигура остается открытой и служит частью большого объемного рисунка, или замыкание изображено очень сложным способом.
Для оценки “Разработанность”
Этот показатель говорит о способности очень скрупулезно относится к деталям. (Оцениваются три теста)
Оценку нужно проводить по следующим правилам:
- Присваивается 1 балл за каждый значимый элемент рисунка. При этом, если деталь повторяется (как лепесток цветка), то это считается как один элемент. При этом сердцевина цветка и стебель цветка будет оценен в 2 балла (Как 1 + 1).
- При повторении предметов дается 1 балл за разработанность 1 объекта плюс еще 1 балл за идею дополнить рисунок такими же объектами. Например, 5 рыб. 1 балл за рыбу + 1 балл за ее повторение.
- Если есть повторение объектов, но у каждого есть своя особенность, то присваивается по 1 баллу за каждую особенность (У одной рыбы длинный хвост, у другой большие (не как у всех) глаза, цвет рыб тоже отличается и так далее.)
- Очень простые изображения без каких-либо добавочных деталей баллов не получают.
Для получения средней оценки нужно сложить все баллы по всем показателям и разделить полученную сумму на 5.
Методика Торренса определила шкалу итоговой оценки по следующим интервалам:
- 30 баллов и менее — это очень плохой результат.
- От 30 до 34 баллов — это результат, который оценивается ниже нормального.
- От 35 до 39 баллов — это результат, который оценивается немного ниже нормального.
- От 40 до 60 баллов — это результат, который оценивается нормальным.
- От 61 до 65 баллов — это результат, который оценивается немного выше нормального.
- От 66 до 70 баллов — это результат, который оценивается выше нормального.
- От 71 и выше — это отличный результат.
Заключение
Методика Торреса. В этой статье разобрали тесты Торренса на творческое и креативное мышление. Рассмотрели как работает методика Торренса и как проводится тест Торренса на творческое и креативное мышление.
Эта статья не претендует на научное методическое руководство по оценке креативности по методике Торренса. Статья рассчитана на простых людей, которые хотят жить интереснее. Многим интересна тема оценки своей креативности, креативности своих друзей и детей.
Чем выше креативность, тем ярче эмоции и легче решаются любые проблемы. Креативность позволяет выходить за стандартные решения и шаблоны. Позволяет придумать новую жизнь и сделать ее легче и радостнее.
Познакомиться с информацией “Креативность в психологии” и “Упражнения на креативность” можно в статье ЗДЕСЬ.